Стихи о музыкантах 
 

Николай  Заболоцкий

 

 Бетховен     

 В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И, яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла.
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь^покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал...
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Болеро          

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку на сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян...

Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бруи,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!

           Игорь Северянин

Шопен

Кто в кружева вспененные Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?

 
Кто не склонял колени — и колена! —
Пред той, кто выглядит, как идеал,
Чей непостижный облик трепетал
В сетях его приманчивого плена?

То воздуха не самого ли вздох?
Из всех богов наибожайший бог —
Бог музыки — в его вселился opus,
Где все и вся почти из ничего,
Где все объемны промельки его,
Как на оси вращающийся глобус!

 

Глинка

В те дни, когда уже, казалось, тмила 
Родную музу муза чуждых стран, 
Любимую по-русски звал Руслан 
И откликалась русская Людмила.

Мелодию их чувств любовь вскормила. 
Об их любви поведал нам Баян, 
Кому был дар народной речи дан, 
Чье вдохновенье души истомило.

Нелепую страну боготворя, 
Не пожалел он жизни за царя, 
Высоконареченного Профаном,

Кто, гениальность Глинки освистав, 
Чужой в России учредил устав:

Новатора именовать болваном.


Чайковский

Прослышанье потусторонних звуков. 
Безумье. Боль. Неврастения. Жуть. 
Он разбудил звучащую в нас суть 
И, показав, исчезнул, убаюкав.

Как жив он в нас, он будет жив для внуков, 
Он, чьим мотивом можно бы вздохнуть. 
Его забыть ли нам когда-нибудь, 
Кто в сердце оживлял так много стуков?

И позабыть ли нам порыв простой, 
Как на Канавке Зимней в час пустой 
Во встречу с Лизой верили упрямо?

И знали на Литейном особняк, 
Где перед взорами ночных гуляк 
Мелькала в окнах Пиковая Дама...

 

Григ

Тяжелой поступью проходят гномы. 
Все ближе. Здесь. Вот затихает топ 
В причудливых узорах дальних троп 
Лесов в горах, куда мечты влекомы,

Студеные в фиордах водоемы. 
Глядят цветы глазами антилоп. 
Чьи слезы капают ко мне на лоб? 
Не знаю, чьи, но как они знакомы!

Прозрачно капли отбивают дробь, 
В них серебристо-радостная скорбь, 
А капли прядают и замерзают.

Сверкает в ледяных сосульках звук. 
Сосулька сверху падает на луг, 
Меж пальцев пастуха певуче тает.

 

Римский-Корсаков

Мы любим с детства ночь под Рождество, 
Когда бормочет о царе Салтане 
И о невесте царской няня Тане, 
Ушедшей в майской ночи волшебство.

Дивчата с парубками, в колдовство 
Вовлечены, гуторят на поляне, 
Как пел Садко в глубоком океане, 
Пленен морским царем, пленив его.

К ним выйдя в эту пору, ты увидишь 
Сервилию, невидимый град Китеж, 
Кащея, Золотого петушка...

Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки, 
О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке 
Искать путей, не сыщешь ни вершка.
Листу.     

 

П.Вяземский

 
Когда в груди твоей — созвучий
Забьет таинственный родник
И на чело твое из тучи
Снисходит огненный язык;

Когда, исполнясь вдохновенья,
Поэт и выспренний посол!
Теснишь души своей виденья
Ты в гармонический глагол, —

Молниеносными перстами
Ты отверзаешь новый мир,
И громкозвучными волнами
Кипит, как море, твой клавир;

И в этих звуках скоротечных,
На землю брошенных тобой,
Души бессмертной, таинств вечных
Есть отголосок неземной.

Великие шутят

Младший брат Бетховена Иоганн был аптекарем и на выгодных поставках для армии быстро разбогател. Он приобрел себе роскошное поместье и с тех пор стал подписываться "Иоганн Бетховен, владелец поместья".
Именно так он подписал и очередное новогоднее поздравление, посланное им брату. Великий композитор, прочитав такое, подписал свое поздравление:  "Людвиг ван Бетховен, владелец мозга".

  Когда знаменитому итальянскому скрипачу Никколо Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, он ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
 
Франц Шуберт, устав от вечных преследований кредиторов, однажды повесил на балконе свой сюртук, карманы которого были вывернуты наизнанку. Это должно было означать: "Не беспокойте, голубчики, ни меня, ни себя". Зрелище это оказалось настолько убедительным, что на некоторое время кредиторы оставили в покое своего должника.
 
Когда Фридерик Шопен, будучи еще ребенком, должен был впервые участвовать в публичном концерте, его долго и тщательно одевали, давали массу советов, как надо себя вести, чтобы не нарушить торжественной обстановки. После концерта, когда мальчика дома расспрашивали, что больше всего понравилось публике, он с гордостью ответил:
- Мой белый воротничок!

Николай Андреевич Римский-Корсаков на одном из своих уроков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты должна быть обязательно написана в быстром темпе.
- А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в медленном темпе? - спросил М. Ф. Гнесин.
Профессор помолчал, потом торжественно произнес:
- Исключения возможны, если они гениальны.
Рассказывают о случае, происшедшем как-то с Бородиным. Однажды, уходя из дому и предвидя, что во время его отсутствия к нему может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку: "Буду через час". Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился:
- Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь - придется подождать...
И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании... самого себя.
  
Иоганн Себастьян Бах сыграл на органе одну из своих прелюдий ученику, пришедшему его проведать.
Ученик стал восхищаться превосходной игрой маэстро. Бах, прервав его, сказал:                                                                                         - В этом нет ничего удивительного: надо только своевременно нажимать соответствующие клавиши, а все остальное сделает сам орган.
 
 
 
  Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи...
- Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Вольфганга Моцарта был Вольфганг Гете.

  Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии.- Вы еще слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? -- сказал композитор.

Юноша возразил:
- Но ведь вы же начали писать симфонии, когда вам еще не исполнилось десяти лет!
- Да, -  ответил Моцарт,- но я никого не расспрашивал, как их следует писать!

 

Конструктор сайтов - uCoz