линеечка переливается

Музыкальные шутки

Необычные и забавные события из жизни композиторов

 


Музыка и математика

 Существует историческое предание о том, как древнегреческий математик Пифагор исследовал музыку с математической точки зрения.

Однажды, проходя мимо кузницы, он был удивлен интересным сочетанием звуков, которые производили кузнецы своими молотами. Пифагор прислушался и определил, что звон самого большого молота и трех других, поменьше, сочетаются, как музыкальные интервалы кварта, квинта и октава.

Пифагор заинтересовался этим и попросил разрешения взвесить молотки. Оказалось, что молоток, дающий интервал кварту, весит S от самого большого молота. А те, что вызванивали интервалы квинту и октаву, весили, соответственно, 2/3 и s от самого большого молота.

Великий ученый и не подозревал, что несколькими веками позд­нее открытое им соотношение будет развито и станет одним из ос­новных в современной теории музыки.

 


Музыке не надо учиться

 Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах покорял своих современников виртуозной игрой на органе. Один из его слу­шателей как-то спросил Баха:

-   Вы исполняете любую музыку очень непринужденно. Навер­ное, выучиться так играть очень легко. Вы не скажете, как можно это сделать побыстрее?

-   Для того чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться, -ответил Бах. - В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши.

 


Детские воспоминания - не самые нежные

 Однажды итальянский композитор Россини услышал от сво­его приятеля, что какой-то человек собрал коллекцию... орудий пыток.

-   А есть в этой коллекции пианино? - поинтересовался Россини.

-   Пианино? - удивился приятель, - конечно, нет.

-   Значит, в детстве этот коллекционер не учился музыке, - сказал Россини.

 


Главное в сочинительстве - ремесло

 Французского композитора Жан Филиппа Рамо часто упрекали в том, что в своих операх он использует плохие либретто. Однако, Рамо был убежден, что мастерство композитора заключается в том, что любой текст он должен уметь превратить в либретто, преодолев его недостатки хорошей музыкой.

-  Вы можете мне дать хоть полицейский протокол, - шутил Рамо, - и я сделаю из него оперное либретто.

  


Тонкость слуха

 Французский композитор Жан Филипп Рамо лежал при смерти, и к нему пришел священник. Сначала он старался воздействовать на закоренелого безбожника словом. Потом, видя, что никакие уговоры не помогают, и умирающий не помышляет о покаянии, священник запел молитву.

Рамо вслушался в то, как старательно блеет священник, а затем с усилием повернул голову и прошептал:

-  Что вы там поете? У вас же нет слуха?

  


Великодушие великого композитора

 Австрийский композитор Йозеф Гайдн как-то раз выступал с концертом и обратил внимание, что в зале было много свобод­ных мест. Устроители концерта начали смущенно извиняться перед великим композитором, но Гайдн в свою очередь постарался их утешить:

-  Не надо так волноваться, ведь на свободе музыка звучит гораздо
лучше.


Юность гениев

 Австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту было всего семь лет, когда он выступал с концертами в Германии. После концерта к нему подошел мальчик лет четырнадцати и сказал:

-  Как прекрасно ты играешь! Мне никогда так не научиться.

-    Отчего же? Ты ведь совсем большой. Сначала попробуй, а если не получится, то сначала запиши ноты.

-    Да я пишу...Правда, я пишу стихи.

-    Это ведь тоже очень интересно. И, наверное, труднее, чем со­чинять музыку?

-    Отчего же? Совсем легко! Ты попробуй...

Знаете, кто оказался собеседником Моцарта? Им был еще совсем юный писатель Гете.


Оценка великого маэстро

 Однажды композитор Людвиг ван Бетховен приехал в город Дрезден, где его пригласили послушать довольно посредственную оперу итальянского композитора по фамилии Паэр. Опера Паэра называлась «Элеонора». После окончания спектакля Паэр подошел к Бетховену и спросил, какого мнение великого композитора о только что услышанной опере.

Бетховен ответил следующее:

-  Ваша опера мне так понравилась, что я... напишу к ней музыку.

Самое удивительное, что Бетховен не шутил. Он сдержал свое обещание и написал на тот же сюжет свою собственную оперу. Толь­ко назвал ее по-другому - «Фиделио».

 


 Высокая похвала

 Австрийский композитор Франц Шуберт сочинял так много пе­сен, что порой забывал свои собственные мелодии. Однажды ему дали послушать инструментальное переложение одной из его песен. После того, как музыка отзвучала, композитора попросили дать оцен­ку только что услышанного.

-  Славная песенка, - воскликнул Шуберт. - Интересно, а кто ее
автор?

 


В лучах великой славы

 Композитор Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Порой у него даже не было нотной бумаги, чтобы записывать свои сочине­ния, и его приятели, приходя к нему, занимались тем, что на простых листках рисовали для него нотные строчки.

Когда одного из приятелей Шуберта, тоже музыканта, спустя много лет спросили, какие из написанных им вещей он считает наи­более выдающимися, то получили ответ:

-  Это нотные линейки, которые я рисовал для Шуберта.


Скромность возрастает со временем

 Французского композитора Шарля Гуно как-то раз спросили, меняется ли у композиторов мнение о себе самом в течение жизни? Гуно ответил:

-  Конечно, меняется. Обычно, в молодости на вопрос, кто явля­
ется величайшим композитором современности, человек отвечает: «Я».

Потом он начинает отвечать так: «Я и Моцарт». В зрелости обыч­но ответ звучит так: «Моцарт и я». А к концу жизни говоришь только: «Моцарт».


Сколько угощения, столько и развлечения

 Венгерский композитор Ференц Лист был как-то раз приглашен в гости, где его угостили очень скромно. Не успел Лист доесть свою еду, как хозяйка дома пригласила его к роялю и попросила поиграть для нее и для гостей. Лист нажал несколько аккордов и ответил:

-  Свою еду я уже отработал.


Первые музыкальные опыты Эдварда Грига

 Григу было 12 лет, когда он принес в школу исписанную им самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига».

Учитель, особым расположением которого мальчик не пользо­вался, подошел к нему, взглянул на тетрадь и произнес ироничным тоном:

-  Ах, так, юноша музыкален! Юноша сочиняет! Полюбуйтесь-ка: этот парень сочиняет музыку.

Он с интересом перелистал тетрадку. Юный Григ уже предвкушал похвалу. Но учитель внезапно схватил юного композитора за воло­сы так, что у того потемнело в глазах, и холодно процедил сквозь зубы:

-  В другой раз приноси с собой, как полагается, немецкий словарь, а эту ерунду оставляй дома...


Чудеса бывают!

 Григ и его друг дирижер Франц Бейер отправились на рыбалку. Во время ловли рыбы у Грига внезапно сложилась какая-то музыкаль­ная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал ее и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил ее из воды.Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся ее напевать.

Григ молниеносно обернулся и спросил:

-Что это?..

Бейер совершенно невозмутимо ответил:

-  Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

-Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумле­нии сказал Григ. - Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!


Звонок с того света

 Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла из его собственных произведений. Но в последнюю мину­ту Григ неожиданно заменил последний номер программы пьесой Бетховена. На следующий день в газете появилась злая рецензия известного норвежского критика, который терпеть не мог музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру кон­церта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо».

После этого Григ позвонил критику по телефону и сказал:

-  Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что по­
следнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!

От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.


Шутка Рахманинова

 Одна поклонница спросила композитора С.В. Рахманинова:

-    Сергей Васильевич, правду говорят, что композитором надо родиться?

-    Совершенная правда, - сказал Рахманинов, - потому что не ро­дившись, вы не станете не только композитором, но и вообще - ни­кем.

 


 А вкусный супчик любите?

 Кухарка русского композитора Сергея Ивановича Танеева уко­ряла своего хозяина в том, что он мало дает концертов:

-  Хоть бы еще где-нибудь выступили, Сергей Иванович, а то лавровый лист кончается, нечего в суп класть.

Композитор пожелал узнать, какая связь между его музыкой и супом. Оказалось, что кухарка кладет в суп лавровые листочки, которые отламывает с лавровых венков, преподносимых компози­тору почитателями его таланта.

 


 Истории о Федоре Шаляпине

 Много забавных историй связано с именем великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.

Когда Федор Иванович Шаляпин был совсем молодым, то он вме­сте со своим приятелем - будущим знаменитым писателем Алексеем Максимовичем Горьким - ходил на прослушивание в хор. Оба они то­гда испытывали большую нужду и решили подработать в хоре певчи­ми. Каково же было их изумление, когда в результате отбора Горький был приглашен в хоровую труппу, а Шаляпину, впоследствии - зна­менитому во всем мире русскому басу, ответили отказом.

Широкоизвестной стала беседа Федора Шаляпина с извозчиком, который спросил его:

-   А ты, барин, чем занимаешься?

-   Я пою, - ответил Шаляпин.

-   Подумаешь, петь-то и я умею, - возразил извозчик. - Я тебя спрашиваю, каким ты делом занимаешься?

Про Федора Ивановича даже шуточная загадка существует: по­чему Шаляпин ходил в шляпе?

Ответ: по земле.

Чтобы не волноваться на выступлении, Федор Иванович Шаля­пин всегда крестился перед выходом на сцену. Однажды он пел роль дьявола по имени Мефистофель и был соответствующим образом загримирован. Федор Иванович стоял за кулисами, ожидая выхода, и не видел, что среди декораций стоит и за ним наблюдает маленький внук одного из рабочих сцены. Подошло время выхода Шаляпина на сцену. Он привычно осенил себя крестом и шагнул из-за кулис к зрителям. Этот поступок очень напугал ребенка, который в вол­нении побежал к дедушке и рассказал, что видел дьявола, который перекрестился.

- Ну и что, - важно ответил ему дедушка. - Это театр, здесь и не такое бывает.


На десерт - учиться будем

 Один посредственный композитор был недоволен тем, что Дмит­рий Шостакович критикует его музыку. Поэтому он стал пресле­довать Шостаковича с требованиями научить его писать хорошую музыку. Однажды он пристал к Шостаковичу в столовой, где тот обедал.

- Дмитрий Дмитриевич, когда же вы научите меня писать хорошую музыку?

- Вот сейчас доем и прямо сразу научу, - раздраженно ответил композитор.

  Великие о музыке и музыкантах

 А.С. Пушкин - Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия.  

 А.Г. Рубинштейн - Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел. 

М.И. Глинка - Музыка - душа моя. 

Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем. 

П.И. Чайков­ский - Если я могу содействовать распространению славы русской му­зыки, не прямой ли мой долг бросить все и спешить туда, где я могу быть полезен для своего искусства и своей страны.

Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вы­лилась из глубины взволнованной вдохновением души. 

 Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распростра­нялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.

 Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. 

 Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности.

 Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ле­нивых. 

 Где сердце не затронуто - не может быть музыки. 

 С.В. Рахманинов - Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность. 

 Большие композиторы всегда и, прежде всего, обращали внима­ние на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодическая изо­бретательность в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, - то у него мало шансов на ов­ладение композиторским мастерством. 

 У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музы­ка.

Ц.А. Кюи - Музыка более всего способна к выражению и к передаче душев­ных настроений. 

В вокальной музыке поэзия и звук - равноправные державы, они помогают друг другу: слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию, дополняет недосказанное; оба сливаются воедино и с удво­енной силой действуют на слушателя. 

С. С. Прокофьев - Кардинальным достоинством (или пороком, если хотите) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального язы­ка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я не хочу быть под чьей-то маской. Я всегда хочу быть самим собой. 

  Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и за­щищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искус­ства. 

Д. Шостакович - Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представления обо всем ее неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на всю душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы знать и любить музыку, недоста­точно читать о ней. Надо ее слушать.

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, не ведо­мые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. 

В.А. Моцарт - Музыка даже в самых ужасных драматических положениях долж­на всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. 

Поэзия - послушная дочь музыки. 

Л. Бетховен - Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются слова­ми, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот. 

Описывать - дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с музыкой, ее область не так огра­ничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на мои владения не так-то легко посягнуть. 

Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкаль­ного произведения есть идея. 

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и фило­софия. 

Музыка должна высекать огонь из души человека. 

Музыка - народная потребность. 

 Д.Б. Каба­левский - Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. 

Музыканты о Глинке

Глинка стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном, с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего «Славься!» (П.И. Чайковский)

Если бы гений как творческую силу в ее количественном и качест­венном отношении можно было измерить и определить в виде какой-нибудь известной величины, то гений оказался бы приблизительно одинаков у Моцарта и у Глинки. (Н.А. Римский-Корсаков)

Пределов не было моему восхищению и поклонению гениально­му человеку. Как у него все тонко и в то же время просто и естест­венно! (Н.А. Римский-Корсаков)

В Глинке особенно выразительно соединение самых разнообраз­ных качеств: и сила, и мягкость, богатство мыслей и богатство их развития, их разработки, замечательная техника и гармоническая, и контрапунктическая - все это в нем заключается, и над всем этим царит удивительная легкость сочинения, естественность, ясность, простота и неисчерпаемый запас вдохновения. (Ц.А. Кюи

Музыканты о Н.А. Римском-Корсакове

Этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства. (П.И. Чайковский)

Музыканты о М.П. Мусоргском

Мусоргский, несмотря на свою раннюю кончину, сделал много для искусства. Он принадлежал к тому ограниченному числу самых даровитых художников, которым суждено было расширить границы искусства. (Ц.А. Кюи

Музыканты о Бородине

Бородин написал мало, но почти все, им написанное, имеет зна­чение в искусстве. Содержательность и яркость - вот две главные черты творчества Бородина. (Ц.А. Кюи

Музыканты о Моцарте

Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. (П.И. Чайковский)

  Слушая его музыку, я будто совершаю хороший поступок. (П.И. Чайковский)

Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт. (А.Г. Ру­бинштейн)

Музыканты о Григе

Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры. (П.И. Чайковский)

  Поэты и музыканты о Прокофьеве

Прокофьев был одним из самых ярких, талантливых и самобыт­ных представителей нашего искусства. (Д.Б. Кабалевский)

С.С. Прокофьев внес в русскую музыкальную культуру огром­ный, неоценимый вклад. Гениальный композитор, он развил творче­ское наследие, оставленное нам великими корифеями русской музы­кальной классики - Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым и Рахманиновым. (Д.Д. Шостакович)

Ты - солнечный богач. (К. Бальмонт)

Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича. (В. В. Маяковский)

Конструктор сайтов - uCoz