Зарубежные композиторы Моцарт Детские годы Моцарта Первая встреча Моцарта и Гётте Бетховен Л. становление композитора, |
Музыкальные шуткиНеобычные и забавные события из жизни композиторов
Музыка и математика Существует историческое предание о том, как древнегреческий математик Пифагор исследовал музыку с математической точки зрения. Однажды, проходя мимо кузницы, он был удивлен интересным сочетанием звуков, которые производили кузнецы своими молотами. Пифагор прислушался и определил, что звон самого большого молота и трех других, поменьше, сочетаются, как музыкальные интервалы кварта, квинта и октава. Пифагор заинтересовался этим и попросил разрешения взвесить молотки. Оказалось, что молоток, дающий интервал кварту, весит S от самого большого молота. А те, что вызванивали интервалы квинту и октаву, весили, соответственно, 2/3 и s от самого большого молота. Великий ученый и не подозревал, что несколькими веками позднее открытое им соотношение будет развито и станет одним из основных в современной теории музыки.
Музыке не надо учиться Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах покорял своих современников виртуозной игрой на органе. Один из его слушателей как-то спросил Баха: - Вы исполняете любую музыку очень непринужденно. Наверное, выучиться так играть очень легко. Вы не скажете, как можно это сделать побыстрее? - Для того чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться, -ответил Бах. - В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши.
Детские воспоминания - не самые нежные Однажды итальянский композитор Россини услышал от своего приятеля, что какой-то человек собрал коллекцию... орудий пыток. - А есть в этой коллекции пианино? - поинтересовался Россини. - Пианино? - удивился приятель, - конечно, нет. - Значит, в детстве этот коллекционер не учился музыке, - сказал Россини.
Главное в сочинительстве - ремесло Французского композитора Жан Филиппа Рамо часто упрекали в том, что в своих операх он использует плохие либретто. Однако, Рамо был убежден, что мастерство композитора заключается в том, что любой текст он должен уметь превратить в либретто, преодолев его недостатки хорошей музыкой. - Вы можете мне дать хоть полицейский протокол, - шутил Рамо, - и я сделаю из него оперное либретто.
Тонкость слуха Французский композитор Жан Филипп Рамо лежал при смерти, и к нему пришел священник. Сначала он старался воздействовать на закоренелого безбожника словом. Потом, видя, что никакие уговоры не помогают, и умирающий не помышляет о покаянии, священник запел молитву. Рамо вслушался в то, как старательно блеет священник, а затем с усилием повернул голову и прошептал: - Что вы там поете? У вас же нет слуха?
Великодушие великого композитора Австрийский композитор Йозеф Гайдн как-то раз выступал с концертом и обратил внимание, что в зале было много свободных мест. Устроители концерта начали смущенно извиняться перед великим композитором, но Гайдн в свою очередь постарался их утешить: - Не надо так волноваться, ведь на свободе музыка звучит гораздо Юность гениев Австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту было всего семь лет, когда он выступал с концертами в Германии. После концерта к нему подошел мальчик лет четырнадцати и сказал: - Как прекрасно ты играешь! Мне никогда так не научиться. - Отчего же? Ты ведь совсем большой. Сначала попробуй, а если не получится, то сначала запиши ноты. - Да я пишу...Правда, я пишу стихи. - Это ведь тоже очень интересно. И, наверное, труднее, чем сочинять музыку? - Отчего же? Совсем легко! Ты попробуй... Знаете, кто оказался собеседником Моцарта? Им был еще совсем юный писатель Гете. Оценка великого маэстро Однажды композитор Людвиг ван Бетховен приехал в город Дрезден, где его пригласили послушать довольно посредственную оперу итальянского композитора по фамилии Паэр. Опера Паэра называлась «Элеонора». После окончания спектакля Паэр подошел к Бетховену и спросил, какого мнение великого композитора о только что услышанной опере. Бетховен ответил следующее: - Ваша опера мне так понравилась, что я... напишу к ней музыку. Самое удивительное, что Бетховен не шутил. Он сдержал свое обещание и написал на тот же сюжет свою собственную оперу. Только назвал ее по-другому - «Фиделио».
Высокая похвала Австрийский композитор Франц Шуберт сочинял так много песен, что порой забывал свои собственные мелодии. Однажды ему дали послушать инструментальное переложение одной из его песен. После того, как музыка отзвучала, композитора попросили дать оценку только что услышанного. - Славная песенка, - воскликнул Шуберт. - Интересно, а кто ее
В лучах великой славы Композитор Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Порой у него даже не было нотной бумаги, чтобы записывать свои сочинения, и его приятели, приходя к нему, занимались тем, что на простых листках рисовали для него нотные строчки. Когда одного из приятелей Шуберта, тоже музыканта, спустя много лет спросили, какие из написанных им вещей он считает наиболее выдающимися, то получили ответ: - Это нотные линейки, которые я рисовал для Шуберта. Скромность возрастает со временем Французского композитора Шарля Гуно как-то раз спросили, меняется ли у композиторов мнение о себе самом в течение жизни? Гуно ответил: - Конечно, меняется. Обычно, в молодости на вопрос, кто явля Потом он начинает отвечать так: «Я и Моцарт». В зрелости обычно ответ звучит так: «Моцарт и я». А к концу жизни говоришь только: «Моцарт». Сколько угощения, столько и развлечения Венгерский композитор Ференц Лист был как-то раз приглашен в гости, где его угостили очень скромно. Не успел Лист доесть свою еду, как хозяйка дома пригласила его к роялю и попросила поиграть для нее и для гостей. Лист нажал несколько аккордов и ответил: - Свою еду я уже отработал. Первые музыкальные опыты Эдварда Грига Григу было 12 лет, когда он принес в школу исписанную им самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига». Учитель, особым расположением которого мальчик не пользовался, подошел к нему, взглянул на тетрадь и произнес ироничным тоном: - Ах, так, юноша музыкален! Юноша сочиняет! Полюбуйтесь-ка: этот парень сочиняет музыку. Он с интересом перелистал тетрадку. Юный Григ уже предвкушал похвалу. Но учитель внезапно схватил юного композитора за волосы так, что у того потемнело в глазах, и холодно процедил сквозь зубы: - В другой раз приноси с собой, как полагается, немецкий словарь, а эту ерунду оставляй дома... Чудеса бывают! Григ и его друг дирижер Франц Бейер отправились на рыбалку. Во время ловли рыбы у Грига внезапно сложилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал ее и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил ее из воды.Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся ее напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил: -Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил: - Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову. -Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. - Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея! Звонок с того света Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла из его собственных произведений. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил последний номер программы пьесой Бетховена. На следующий день в газете появилась злая рецензия известного норвежского критика, который терпеть не мог музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». После этого Григ позвонил критику по телефону и сказал: - Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что по От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт. Шутка Рахманинова Одна поклонница спросила композитора С.В. Рахманинова: - Сергей Васильевич, правду говорят, что композитором надо родиться? - Совершенная правда, - сказал Рахманинов, - потому что не родившись, вы не станете не только композитором, но и вообще - никем.
А вкусный супчик любите? Кухарка русского композитора Сергея Ивановича Танеева укоряла своего хозяина в том, что он мало дает концертов: - Хоть бы еще где-нибудь выступили, Сергей Иванович, а то лавровый лист кончается, нечего в суп класть. Композитор пожелал узнать, какая связь между его музыкой и супом. Оказалось, что кухарка кладет в суп лавровые листочки, которые отламывает с лавровых венков, преподносимых композитору почитателями его таланта.
Истории о Федоре Шаляпине Много забавных историй связано с именем великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Когда Федор Иванович Шаляпин был совсем молодым, то он вместе со своим приятелем - будущим знаменитым писателем Алексеем Максимовичем Горьким - ходил на прослушивание в хор. Оба они тогда испытывали большую нужду и решили подработать в хоре певчими. Каково же было их изумление, когда в результате отбора Горький был приглашен в хоровую труппу, а Шаляпину, впоследствии - знаменитому во всем мире русскому басу, ответили отказом. Широкоизвестной стала беседа Федора Шаляпина с извозчиком, который спросил его: - А ты, барин, чем занимаешься? - Я пою, - ответил Шаляпин. - Подумаешь, петь-то и я умею, - возразил извозчик. - Я тебя спрашиваю, каким ты делом занимаешься? Про Федора Ивановича даже шуточная загадка существует: почему Шаляпин ходил в шляпе? Ответ: по земле. Чтобы не волноваться на выступлении, Федор Иванович Шаляпин всегда крестился перед выходом на сцену. Однажды он пел роль дьявола по имени Мефистофель и был соответствующим образом загримирован. Федор Иванович стоял за кулисами, ожидая выхода, и не видел, что среди декораций стоит и за ним наблюдает маленький внук одного из рабочих сцены. Подошло время выхода Шаляпина на сцену. Он привычно осенил себя крестом и шагнул из-за кулис к зрителям. Этот поступок очень напугал ребенка, который в волнении побежал к дедушке и рассказал, что видел дьявола, который перекрестился. - Ну и что, - важно ответил ему дедушка. - Это театр, здесь и не такое бывает. На десерт - учиться будем Один посредственный композитор был недоволен тем, что Дмитрий Шостакович критикует его музыку. Поэтому он стал преследовать Шостаковича с требованиями научить его писать хорошую музыку. Однажды он пристал к Шостаковичу в столовой, где тот обедал. - Дмитрий Дмитриевич, когда же вы научите меня писать хорошую музыку? - Вот сейчас доем и прямо сразу научу, - раздраженно ответил композитор. |
Великие о музыке и музыкантахА.С. Пушкин - Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия. А.Г. Рубинштейн - Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел. М.И. Глинка - Музыка - душа моя. Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем. П.И. Чайковский - Если я могу содействовать распространению славы русской музыки, не прямой ли мой долг бросить все и спешить туда, где я могу быть полезен для своего искусства и своей страны. Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души. Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору. Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Где сердце не затронуто - не может быть музыки. С.В. Рахманинов - Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность. Большие композиторы всегда и, прежде всего, обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, - то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка. Ц.А. Кюи - Музыка более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений. В вокальной музыке поэзия и звук - равноправные державы, они помогают друг другу: слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию, дополняет недосказанное; оба сливаются воедино и с удвоенной силой действуют на слушателя. С. С. Прокофьев - Кардинальным достоинством (или пороком, если хотите) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я не хочу быть под чьей-то маской. Я всегда хочу быть самим собой. Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства. Д. Шостакович - Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представления обо всем ее неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на всю душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы знать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, не ведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. В.А. Моцарт - Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. Поэзия - послушная дочь музыки. Л. Бетховен - Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот. Описывать - дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с музыкой, ее область не так ограничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на мои владения не так-то легко посягнуть. Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея. Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка должна высекать огонь из души человека. Музыка - народная потребность. Д.Б. Кабалевский - Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. Музыканты о Глинке Глинка стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном, с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего «Славься!» (П.И. Чайковский) Если бы гений как творческую силу в ее количественном и качественном отношении можно было измерить и определить в виде какой-нибудь известной величины, то гений оказался бы приблизительно одинаков у Моцарта и у Глинки. (Н.А. Римский-Корсаков) Пределов не было моему восхищению и поклонению гениальному человеку. Как у него все тонко и в то же время просто и естественно! (Н.А. Римский-Корсаков) В Глинке особенно выразительно соединение самых разнообразных качеств: и сила, и мягкость, богатство мыслей и богатство их развития, их разработки, замечательная техника и гармоническая, и контрапунктическая - все это в нем заключается, и над всем этим царит удивительная легкость сочинения, естественность, ясность, простота и неисчерпаемый запас вдохновения. (Ц.А. Кюи Музыканты о Н.А. Римском-Корсакове Этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства. (П.И. Чайковский) Музыканты о М.П. Мусоргском Мусоргский, несмотря на свою раннюю кончину, сделал много для искусства. Он принадлежал к тому ограниченному числу самых даровитых художников, которым суждено было расширить границы искусства. (Ц.А. Кюи Музыканты о Бородине Бородин написал мало, но почти все, им написанное, имеет значение в искусстве. Содержательность и яркость - вот две главные черты творчества Бородина. (Ц.А. Кюи Музыканты о Моцарте Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. (П.И. Чайковский) Слушая его музыку, я будто совершаю хороший поступок. (П.И. Чайковский) Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт. (А.Г. Рубинштейн) Музыканты о Григе Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры. (П.И. Чайковский) Поэты и музыканты о Прокофьеве Прокофьев был одним из самых ярких, талантливых и самобытных представителей нашего искусства. (Д.Б. Кабалевский) С.С. Прокофьев внес в русскую музыкальную культуру огромный, неоценимый вклад. Гениальный композитор, он развил творческое наследие, оставленное нам великими корифеями русской музыкальной классики - Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым и Рахманиновым. (Д.Д. Шостакович) Ты - солнечный богач. (К. Бальмонт) Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича. (В. В. Маяковский) |
|
|